March 22

Не YouTube, не Patreon и не Google AdSense: альтернативные способы монетизации авторского контента на базе Telegram

В связи с блокировкой и замедлением соцсетей, а также санкциями зарубежных сервисов в Telegram снова начался бум авторских каналов. Рассказываю, как не просто создать канал, но и заработать.

Google отключил монетизацию через рекламную сеть. Что это означает и почему «импортозамещение» Яндексом не поможет:

— Ситуация затронет больше двух миллионов человек на стороне редакций и авторов контента.

—По разным оценкам, больше полутора миллионов сайтов жили на деньги от Google AdSense. Больше десяти тысяч блогеров зарабатывали на прероллах от рекламы.

— Сайты потеряют половину дохода и улетят ниже порога рентабельности содержания редакций, блогеры замены не найдут и лишатся дохода.Рекламодатели потеряют лидов из Google.

— Резко усилится конкуренция за аудиторию в Яндексе, вырастет цена клика и лида. Для многих она очень быстро станет нерентабельной. Эффективность рекламы — кликабельность и конверсия — сильно упадет. Если прежде рекламодатели получали через Google до половины спроса россиян, теперь их рекламу никто не увидит.

— Упадёт доход тех, кто монетизировался через Яндекс. Сайты попытаются установить больше блоков Яндекса, что «размоет» объем кликов и показов. Кроме того, до 80% наиболее выгодных показов в баннерных сетях, включая сеть Яндекса и другие, раньше выкупал Google Ads за счёт поисковых данных. Теперь их не будет.

Google опередил все меры, которые хотел применить к нему Роскомнадзор. От этого пострадают миллионы создателей контента и рекламодатели.

Из-за ограничений Youtube, Patreon, Twitch, OnlyFans и других платформ блогеры, эксперты, частные специалисты и люди творческих профессий диверсифицируют риски и уводят часть своей аудитории в телеграм-каналы.

Для нас это значит, что привычная модель монетизации своих знаний, таланта и экспертизы сломалась, нужно искать другие решения для заработка. Притом важно делать это быстро, чтобы не потерять аудиторию и не просесть в заработках.

Эта статья будет интересна блогерам, экспертам, создателям образовательных продуктов, авторам подкастов, писателям, художникам, инфлюенсерам. Мы рассмотрим три варианта монетизации, которые возможны в телеграме сегодня.

Вариант 1. Прямая продажа своих продуктов и услуг в телеграм-канале

Если у вас есть социальный капитал, аудитория и лояльные клиенты, вы уже используете этот способ, только на других платформах. Вы ставите партнерские ссылки в блоге, делаете прогревы в сторис, вставляете рекламные блоки в видеороликах на YouTube или пишете посты.

Чтобы продавать продукты и услуги в телеграме, нужно создать канал и продумать его концепцию, привести в него аудиторию и производить контент. Не должно быть такого, что вы только продаёте. Чередуйте рекламу с полезным для аудитории контентом.

Для этого способа монетизации у автора телеграм-канала должна быть если не линейка продуктов, то хотя бы один товар или услуга.

Что можно продавать в телеграме:

  • физические товары (сумки, книги, одежду, канцелярские товары и т. д.);
  • личные консультации, наставничество, менторство, стратегические сессии и другие форматы индивидуальной или групповой работы;
  • рекламу брендов с пометкой — абсолютно так же, как на любой другой платформе;
  • услуги по разбору гардероба, написанию текстов, созданию иллюстраций или запуску сайта.

Как продавать в телеграме продукты и услуги.

Как везде: сделайте несколько касаний — напишите серию постов, обозначьте проблемы, которые продукт решает, опишите его, поделитесь выгодами от его приобретения и сделайте призыв к покупке.

Например, чтобы продать обучающий курс и набрать группу, можно:

1. Написать развернутый пост о задумке и причинах — почему этот продукт нужен людям, какие проблемы он решит.

2. Рассказать о формате: как именно будет проходить курс, есть ли обратная связь и поддержка кураторов, что делает преподаватель, а что — участники.

3. Показать результаты участников первых потоков. А если их нет, то результаты клиентов или отзывы на вашу обучающую деятельность в целом.

4. Объявить окно продаж, а потом сделать ещё одно короткое напоминание о том, что цена поднимается.

Сколько можно заработать на прямой продаже продукта или услуг в телеграме

Зависит от самого продукта, его стоимости, «штучности» и цикла продаж, успеха рекламной кампании, а также от временных и ментальных ресурсов автора.

Давайте посмотрим на примерах:

Подставьте свои цифры, отнимите расходы на производство, налоги и рекламу и получите чистый доход.

Первые шаги для монетизации своего опыта в телеграм-канале

  • Если продукта ещё нет, подумайте, что вы могли бы продавать: чек-листы, аудиты, консультации, физические товары и пр. Если продукт есть и вы его уже продавали в других соцсетях, перестраивайтесь на формат контента в телеграме. Да, здесь нет сторис, но есть тексты, картинки, стикеры, войсы и видеокружочки.
  • Если продукта нет, упакуйте свой опыт и знания, сформируйте его ценность для аудитории. Запишите уроки, продумайте формат консультаций, упакуйте предыдущие кейсы так, чтобы показать результаты клиентов. Если у вас физический продукт — разработайте дизайн, найдите материалы, отладьте производство, систему хранения и доставки покупателю.
  • Продумайте систему оплаты и напишите серию продающих постов в канале.

Вариант 2. Заработок на партнёрских программах и нативной рекламе

В 2020 года объем рынка русскоязычной рекламы в мессенджере был равен 12,8 млрд рублей, к концу 2021 года исследователи прогнозировали не меньше 20 млрд рублей. Что это значит для нас, обычных пользователей и создателей контента?

Это значит, что даже небольшой канал (3000-5000 тысяч подписчиков) с лояльной аудиторией может приносить своему создателю от 5000 до 50000 тысяч рублей благодаря партнёрской и нативной рекламе. И если раньше для размещения рекламы в каналах нужно было мониторить рынок и договариваться о публикациях с админами и владельцами ручками и самому, то теперь на помощь рекламодателям приходят биржи рекламы вроде SocialJet.

Как выглядит реклама в телеграме

Если вы подписаны хотя бы на десяток тг-каналов, вы точно видели подобные рекламные сообщения.

Блогер Саша Митрошина уже давно ведет не только инстаграм, но и телеграм-канал. Выше пример того, как она в нем рекламирует сервис онлайн-психотерапии. С поста с пометкой в сервис приходят новые клиенты, а Саша получает вознаграждение. Как видите, никаких сторис и прогрева, только текст.

Еще пример заработка на товарных партнёрках:

Владелец канала анонсирует у себя не свой, а чужой товар и получает комиссионные за всех, кто купил по его ссылке или с его промокодом.

Чтобы реклама была эффектной, девушка снимает фото и видео с использованием товара и выкладывает в канале.

Если вы готовы рекламировать чужой продукт, попробуйте этот способ.

Сколько можно заработать на партнёрках в телеграме

Давайте представим:

Отнимите расходы на производство контента для убедительной рекламы и налоги, получите чистый доход.

Важный нюанс: невозможно спрогнозировать доход от партнёрских интеграций заранее. Текст может не продать, а продукт может не понравиться аудитории. Но это на любой площадке так.

Первые шаги для заработка на партнёрских программах

Чтобы попробовать этот вариант заработка, нужно:

  • Выбрать проект или продукт, который не стыдно рекламировать и который интересен аудитории вашего канала.
  • Узнать, есть ли у проекта партнёрская программа и каковы ее условия.
  • Зарегистрироваться в программе или отправить заявку на участие.
  • Написать рекламный пост (или несколько) с упоминанием проекта/события и дать личную ссылку или промокод.

Вариант 3. Закрытый телеграм-канал с эксклюзивным контентом

Этот вариант больше всего подходит тем, кто сейчас остался без монетизации YouTube, Patreon, закрытых аккаунтов инстаграма и других источников

В телеграме есть возможность вести открытые — публичные — каналы и закрытые, то есть доступные только по ссылке-приглашению или по подписке.

Закрытый канал предполагает некоторую избранность участников, например принадлежность к сообществу. А эксклюзивный контент — тот самый товар, за который можно получать деньги.

Что можно продавать в закрытом канале:

  • обучающий контент: уроки, модули, инструкции;
  • новости, инсайдерскую информацию;
  • эксклюзивные снимки и видео;
  • секреты и лайфхаки для учеников в любых нишах;
  • обзоры, экспертные советы и разборы кейсов;
  • ежедневную поддержку, мотивацию и курирование участников.

Как работает подписная модель в телеграме

Как и везде:

  • Вы прокачиваете любой публичный канал с открытым контентом, будь то блог в инстаграме, влог на YouTube или телеграм-канал. Приглашаете подписчиков присоединиться к закрытому каналу «не для всех».
  • В этом приватном канале публикуете эксклюзив, доступ к нему даёте за ежемесячное вознаграждение.

То есть вы регулярно генерируете эксклюзивный цифровой контент, за который аудитория платит вам что-то вроде зарплаты. Можно создать тарифы с разным сроком участия или уровнем погружения. Участник оплачивает комфортный для него тариф и получает доступ к приватной информации.

Такая модель работала на Patreon и прочих платформах с донатами, но в связи с санкциями против России и приостановкой выплат российским криейторам, создатели контента массово уходят на другие площадки, в том числе в приватные телеграм-каналы, работающие по paywall-модели.

Как это выглядит в телеграме?

Автор делает посадочную страницу, где описывает содержание своего инфопродукта и устанавливает цену и тарифы:

Подписчик переходит по ссылке, оплачивает взнос, а затем попадает в закрытый канал.

Но тут возникают логичные вопросы: а как подключить оплату? Как отслеживать, кто из участников присоединился к каналу 5-го числа, а кто 20-го? Как напоминать им о сроке ежемесячной подписки? Можно ли настроить автоплатежи?

Ответы на эти вопросы есть. Инструменты для настройки рекуррентных платежей — тоже.

Есть две схемы взаимодействия с подписчиками:

  • Можно создать приватный канал, отправить ссылку на оплату в личку и добавлять участников самостоятельно, вручную. Вариант пойдёт, если участников не очень много или оплата разовая — сделал взнос, и ты навсегда в канале.
  • Если же подписку нужно продлевать, а участников больше 10–15, то самому автору проекта сложно следить за тем, у кого когда подходит срок оплаты и напоминать о ней в личке. Нужна автоматизация, иначе погрязнешь в рутине.

Автоматические рекуррентные платежи можно настроить через Paywall.

Тогда с посадочной подписчик попадает в диалог с ботом, а тот сам добавляет его в канал и напоминает о сроках и продлении подписки.

А автор видит только сообщения о новых оплатах, участниках и общем балансе.

Когда у участника подойдет срок платежа, бот Paywall сам пишет ему напоминание и списывает платёж с привязанной карты. Удобно.

Да, сервисы для paywall-модели не бесплатные, но автоматизация процессов того стоит.

В чем ещё плюсы подписной модели на базе телеграм-канала

  • Закрытый канал существует отдельно от публичного и не зависит от его рекламных интеграций.
  • Доход в закрытом канале можно прогнозировать, в отличие от вариантов, которые мы рассмотрели выше.
  • Вынести контент из закрытого канала нельзя, сервис недавно сообщил, что автор проекта может поставить запрет на пересылку и копирование сообщений. Это круто, потому что не всякая площадка может похвастаться сохранением приватности и авторских прав.
  • Paywall принимает не только рубли и не только из РФ, можно выбрать любую валюту из 25+ предложенных и принимать платежи из других стран.

Сколько можно заработать в закрытом канале телеграма

Зависит от стоимости подписки и количества подписчиков. Давайте считать:

Отнимите расходы на производство контента, налоги и комиссию Paywall и получите чистый доход.

Думаю, здесь вообще нет верхней планки. Если автору удается удерживать интерес всех участников на протяжении года, получим доход*12 месяцев. Если канал растет — сумма будет больше. Если участники уходят и на их место не приходят новые, сумма будет уменьшаться.

Первые шаги для заработка на закрытом телеграм-канале

  • Придумать продукт — цифровой контент или услугу, которые попадают в боль и потребности аудитории и могут стимулировать к покупке. Например, в публичном канале можно рассказывать о фишках авторского дизайна, а в закрытом — выкладывать готовые шаблоны креативов: обложек, пинов, сторис и так далее.
  • Посчитать экономику проекта. Сколько времени вы готовы выделять на создание эксклюзивного контента? Сколько участников должно быть в закрытом канале, чтобы вы могли выйти в ноль и сколько — чтобы вы зарабатывали минимальную комфортную для вас сумму?
  • Выбрать схему взаимодействия с подписчиками: разовый взнос или подписка; если подписка, то на месяц, на три или на год; самостоятельный учёт бесплатно или автоматизированные рекуррентные платежи по модели paywall.
  • Создать посадочную страницу или серию продающих постов с описанием продукта, выгод и призывом к действию — покупке.

YouTube, Patreon, Meta, Google и другие платформы сейчас опережают те меры, которые мог бы применить к ним Роскомнадзор в будущем. От этого пострадают миллионы создателей контента и рекламодатели. Да что там, они уже страдают. Авторы и блогеры растеряны, просели по заработку. Действуйте быстро и адаптируйтесь к условиям нового дивного мира, пока нишу не заняли все, кому не лень.